Антон Павлович Чехов



   Панихида


    В церкви Одигитриевской Божией Матери, что в селе Верхних Запрудах,  обедня
только  что  кончилась.  Народ  задвигался и валит из церкви. Не двигается один
только  лавочник  Андрей  Андреич,  верхнезапрудский  интеллигент  и  старожил. 
Он облокотился о перила правого клироса и ждет. Его бритое,  жирное и бугристое 
от когда-то бывших прыщей лицо на сей раз выражает два противоположных чувства:
смирение  перед  неисповедимыми  судьбами  и  тупое,  безграничное  высокомерие 
перед мимо проходящими чуйками и пестрыми платками. По случаю  воскресного  дня 
он одет франтом.  На  нем  суконное  пальто  с  желтыми  костяными  пуговицами, 
синие  брюки  навыпуск  и  солидные  калоши,  те  самые   громадные,  неуклюжие 
калоши,  которые  бывают на ногах только у людей положительных,  рассудительных 
и религиозно-убежденных.
    Его  заплывшие,  ленивые  глаза  обращены  на иконостас. Он видит давно уже
знакомые  лики  святых,  сторожа  Матвея,  надувающего  щеки  и тушащего свечи,
потемневшие ставники, потертый ковер, дьячка Лопухова, стремительно выбегающего
из алтаря и несущего ктитору просфору... Всё это давно уже видано и перевидано,
как  свои пять пальцев... Несколько, впрочем, странно и необыденно только одно:
у северной  двери  стоит  отец  Григорий, еще не снимавший облачения, и сердито
мигает своими густыми бровями.
    "Кому  это  он  мигает,  дай  Бог  ему  здоровья? - думает лавочник. - А, и
пальцем  закивал!  И  ногой  топнул,  скажи  на  милость... Что за оказия, мать
царица? Кому это он?"
    Андрей Андреич оглядывается и видит совсем уже опустевшую церковь. У дверей
столпилось человек десять, да и те стоят спиной к алтарю.
    - Иди же, когда зовут! Что стоишь, как изваяние? - слышит он сердитый голос
отца Григория. - Тебя зову!
    Лавочник  глядит  на  красное, разгневанное лицо отца Григория и тут только
соображает,  что  миганье бровей и киванье пальца могут относиться и к нему. Он
вздрагивает,  отделяется  от  клироса  и  нерешительно,  гремя своими солидными
калошами, идет к алтарю.
    - Андрей  Андреич,  это  ты  подавал  на  проскомидию  за  упокой  Марии? -
спрашивает батюшка, сердито вскидывая глазами на его жирное, вспотевшее лицо.
    - Точно так. 
    - Так, стало быть, ты это написал? Ты? 
    И отец Григорий сердито  тычет к глазам его записочку. А на этой записочке,
поданной  Андреем Андреичем на проскомидию вместе с просфорой, крупными, словно
шатающимися буквами написано:
    "За упокой рабы Божией блудницы Марии".
    - Точно так... я-с написал... - отвечает лавочник.
    - Как же ты смел  написать это? - протяжно  шепчет  батюшка, и в его сиплом
шепоте слышатся гнев и испуг.
    Лавочник  глядит  на  него  с тупым удивлением, недоумевает и сам пугается:
отродясь   еще  отец  Григорий  не  говорил  таким  тоном  с  верхнезапрудскими
интеллигентами! Оба минуту молчат и засматривают друг другу в глаза. Недоумение
лавочника  так  велико,  что  жирное  лицо его расползается во все стороны, как
пролитое тесто.
    - Как ты смел? - повторяет батюшка.
    - Ко... кого-с? - недоумевает Андрей Андреич.
    - Ты не понимаешь?! - шепчет  отец  Григорий, в изумлении делая шаг назад и
всплескивая руками. - Что же у тебя на плечах: голова или другой какой предмет?
Подаешь  записку  к  жертвеннику,  а пишешь на ней слово, какое даже и на улице
произносить  непристойно!  Что глаза пучишь? Нешто не знаешь, какой смысл имеет
это слово?
    - Это  вы  касательно  блудницы-с?  -  бормочет  лавочник,  краснея и мигая
глазами.  -  Но  ведь  Господь,  по  благости своей, тово... это самое, простил
блудницу...  место  ей  уготовал,  да  и  из жития преподобной Марии Египетской
видать, в каких смыслах это самое слово, извините...
    Лавочник  хочет  привести  в  свое  оправдание  еще  какой-то  аргумент, но
путается и утирает губы рукавом.
    - Вот  как  ты  понимаешь! - всплескивает  руками  отец Григорий. - Но ведь
Господь простил - понимаешь? - простил, а ты осуждаешь, поносишь,  непристойным
словом обзываешь, да еще кого! Усопшую дочь родную! Не только из священного, но
даже  из  светского  писания  такого греха не вычитаешь! Повторяю тебе, Андрей:
мудрствовать  не  нужно!  Да,  мудрствовать,  брат, не нужно! Коли дал тебе Бог
испытующий разум и ежели ты не можешь управлять им, то лучше уж не вникай... Не
вникай и молчи!
    - Но ведь она тово... извините,  актерка  была! - выговаривает ошеломленный
Андрей Андреич.
    - Актерка! Да кто бы она ни была, ты всё после ее смерти  забыть  должен, а
не то что на записках писать!
    - Это точно... - соглашается лавочник.
    - Наложить  бы  на  тебя  эпитимию,  -  басит  из  глубины  алтаря  дьякон,
презрительно  глядя  на  сконфуженное  лицо  Андрея Андренча, - так перестал бы
умствовать!  Твоя  дочь  известная артистка была. Про ее кончину даже в газетах
печатали... Филозоф!
    - Оно,   конечно...   действительно...   -   бормочет   лавочник,  -  слово
неподходящее, но я не для осуждения, отец Григорий, а хотел по-Божественному...
чтоб вам видней было, за кого молить. Пишут же в поминальницах названия разные,
вроде  там младенца Иоанна, утопленницы Пелагеи, Егора-воина, убиенного Павла и
прочее разное... Так и я желал.
    - Неразумно, Андрей! Бог тебя простит, но в другой раз остерегись. Главное,
не мудрствуй и мысли по примеру прочих. Положи десять поклонов и ступай.
    -  Слушаю,  - говорит лавочник, радуясь, что нотация уже кончилась, и опять
придавая  своему лицу выражение важности и степенства. - Десять поклонов? Очень
хорошо-с, понимаю. А теперь, батюшка, дозвольте к вам с просьбой... Потому, как
я  все-таки  отец  ей... сами знаете, а она мне, какая там ни на есть, все-таки
дочь,  то я тово... извините, собираюсь просить вас сегодня отслужить панихиду.
И вас дозвольте просить, отец дьякон!
    - Вот  это  хорошо! - говорит  отец Григорий, разоблачаясь. - За это хвалю.
Можно одобрить... Ну, ступай! Мы сейчас выйдем.
    Андрей    Андреич    солидно    шагает    от    алтаря    и    красный,   с
торжественно-панихидным  выражением лица останавливается посреди церкви. Сторож
Матвей  ставит  перед  ним  столик  с  коливом,  и,  немного  погодя,  панихида
начинается.
    В  церкви  тишина.  Слышен  только  металлический  звук кадила да протяжное
пение...  Возле  Андрея  Андреича стоят сторож Матвей, повитуха Макарьевна и ее
сынишка,  сухорукий  Митька.  Больше никого нет. Дьячок поет плохо, неприятным,
глухим  басом,  но  напев и слова так печальны, что лавочник мало-помалу теряет
выражение  степенства  и погружается в грусть. Вспоминает он свою Машутку... Он
помнит,  что родилась она у него, когда он еще служил лакеем у верхнезапрудских
господ. За лакейской суетой он и не замечал, как росла его девочка. Тот длинный
период,  когда  она  формировалась в грациозное создание с белокурой головкой и
большими,  как  копейки,  задумчивыми  глазами,  прошел  для него незамеченным.
Воспитывалась  она, как и вообще все дети фаворитов-лакеев, в белом теле, около
барышень.  Господа,  от нечего делать, выучили ее читать, писать, танцевать, он
же  в  ее  воспитание  не  вмешивался.  Изредка  разве, случайно, сойдясь с ней
где-нибудь  у ворот или на площадке лестницы, он вспоминал, что она его дочь, и
начинал,  насколько хватало досуга, учить ее молитвам и Священной истории. О, и
тогда  еще  он  слыл  за  знатока уставов и Священного писания! Девочка, как ни
хмуро и ни солидно было лицо отца, охотно слушала его. Молитвы повторяла она за
ним  зевая,  но  зато,  когда  он, заикаясь и стараясь выражаться пофигуристее,
начинал  рассказывать  ей истории, она вся превращалась в слух. Чечевица Исава,
казнь  Содома  и  бедствия  маленького мальчика Иосифа заставляли ее бледнеть и
широко раскрывать голубые глаза.
    Затем,  когда  он  бросил  лакейство и на скопленные  деньги  открыл в селе
лавочку, Машутка уехала с господами в Москву...
    За  три  года  до  своей смерти она приезжала к отцу. Он едва узнал ее. Это
была  молодая,  стройная  женщина,  с  манерами  барыни  и одетая по-господски.
Говорила  она по-умному, словно по книге, курила табак, спала до полудня. Когда
Андрей  Андреич  спросил  ее,  чем она занимается, она, смело глядя ему прямо в
глаза,  объявила:  "Я  актриса!"  Такая  откровенность показалась бывшему лакею
верхом  цинизма.  Машутка  начала  было  хвастать  своими  успехами и актерским
житьем,  но,  видя,  что  отец  только  багровеет и разводит руками, умолкла. И
молча, не глядя друг на друга, они прожили недели две, до самого отъезда. Перед
отъездом  она  упросила  отца  пойти погулять с ней по берегу. Как ни жутко ему
было  гулять среди бела дня, на глазах всего честного народа с дочкой актрисой,
но он уступил ее просьбам...
    - Какие  чудные  у  вас места! - восхищалась  она, гуляя. - Что за овраги и
болота! Боже, как хороша моя родина!
    И она заплакала.
    "Эти  места  только место занимают... - думал Андрей Андреич, тупо глядя на
овраги и не понимая восторга дочери. - От них корысти, как от козла молока".
    А она плакала, плакала и жадно дышала всей грудью,  словно чувствовала, что
ей недолго еще осталось дышать...
    Андрей Андреич встряхивает головой, как укушенная лошадь, и, чтоб заглушить
тяжелые воспоминания, начинает быстро креститься...
    - Помяни,  Господи, - бормочет он, - усопшую  рабу  твою  блудницу  Марию и
прости ей вольная и невольная...
    Непристойное  слово  опять  срывается с его языка, но он не замечает этого:
что  прочно  засело  в  сознании,  того,  знать,  не  только наставлениями отца
Григория,  но  и  гвоздем  не  выковыришь! Макарьевна вздыхает и что-то шепчет,
втягивая в себя воздух, сухорукий Митька о чем-то задумался...
    - "...идеже  несть  болезни,  печалей  и  воздыхания..."  -  гудит  дьячок,
прикрывая рукой правую щеку.
    Из  кадила  струится  синеватый  дымок  и  купается  в  широком косом луче,
пересекающем  мрачную,  безжизненную  пустоту церкви. И кажется, вместе с дымом
носится  в  луче  душа  самой  усопшей. Струйки дыма, похожие на кудри ребенка,
кружатся,  несутся  вверх  к окну и словно сторонятся уныния и скорби, которыми
полна эта бедная душа.

    Впервые напечатано в газете "Новое время", 1886, № 3581, 15 февраля


_______________________________________________________________________________

    Подготовка текста: Лукьян Поворотов


    К списку авторов     К списку произведений