Александр Иванович Куприн



   Пегие лошади

     Апокриф


    Николай-угодник  был  родом  грек  из  Мир  Ликийских.  Но грешная, добрая,
немудреная  Русь  так  освоила  его прекрасный и кроткий образ, что стал извека
Никола  милостивый  ее любимым святителем и ходатаем. Придав его душевному лицу
свои  собственные  уютные черты, она сложила о нем множество легенд, чудесных в
их наивном простосердечии. Вот - одна.
   
    Ходил,  ходил  однажды  батюшка  Николай-угодник  по всей русской земле, по
городам,  по  деревням,  сквозь леса дремучие, через болота непролазные, путями
окольными,  дорожками  просельными,  в дождь и снег, в холод и зной... Всегда у
нас  ему  много  дела:  умягчить  сердце  жестокого  правителя,  обличить судью
неправедного,  построжить жадного не в меру торговца, вызволить из сырой тюрьмы
невинно  заключенного, испросить помилование приговоренному к напрасной смерти,
подать помощь утопающему, ободрить отчаянного, утешить вдову, пристроить сироту
к добрым людям...
    Народ наш - темный  народ,  слабый,  неученый.  Весь  он  грехом оброс, как
старый  придорожный  камень грязью и мхом. Куда ему обратиться в тяжкой беде, в
болезни,  в  прискорбный  покаянный  час,   когда  глаза  сквозь  стены  видят? 
К Господу - далеко и страшно.  Заступницу Небесную  можно ли тревожить мужицкой 
коростою? Другие святители и преподобные - каждый по своей части. Некогда им. А 
Никола - он  свой, небрезгливый, простой,  скоропоспешный и для всех доступный. 
Недаром к нему не только православные  прибегают  с  просьбишками,  но и всякие 
другие народы: и мордва, и зыряне, и вотяки,  и  черемисы-идолопоклонники. Даже 
татары - и те его чтут.  Воры и конокрады - на  что  уж  люди отпеты,  а  и  те 
осмеливаются ему досаждать краткой молитвой.
    Так-то вот ходил и ходил угодник Николай по древней широкой Руси...  Только
вдруг является к нему небесный вестник.
    - Забрался  ты,  святитель, в такую трущобину,  что сыскать тебя мудрено, и
все свои церковные дела ты запустил. А между тем беда идет  неминучая.  Восстал
на православие злой Арий-Великанище.  Книги  святоотческие  наземь мечет. Хулит
святые таинства.  Похваляется  громко,  что  в  неделю  православия стану-де я,
Арий-Великанище,  посреди  Никитского  собора  и  при всем народе истинную веру
навеки ниспровергну...  Поспеши  же, батюшка Никола, на выручку. На тебя одного
надежда.
    - Поеду, - молвил святитель.
    - Да  не  медли,  родной.  Времени  совсем  чуть-чуть осталось, а путь, сам
знаешь, какой долгий.
    - Сегодня же поеду. Сейчас. Улетай с миром...

    Был  у  святителя  один  знакомый стоешник, по имени Василий, человек жизни
благочестивой,  но  по  своему  делу  первый  знаток: такого другого протяжного
ямщика было не найти. К нему и зашел во двор угодник.
    - Облекайся, Василий. Пои коней. Едем.
    Не спросил Василий - далеко ли.  Знал,  что если дело поблизости, то Никола
милостивый пешком бы пошел, потому что очень жалел лошадей.
    Говорит:
    - Слушаю, отец. Посиди в избе. Мигом заложу. 
    В эту  зиму  снега  лежали  страх  какие  глубоченные,  а  дороги  были еле
проезжены.  Запряг  Василий  трех лошадей гусем: впереди - лошаденка махонькая,
лядащенькая, от старости вся белая в гречке, но хитрющая и в дороге удивительно
памятливая;  за ней - вороная, доброезжая, однако с ленцой - кнут ей вроде овса
был надобен, а в оглоблях - доморослая гнедая кобыла, смиренная и старательная,
кличкой Машка.
    Навалил Василий в сани с отводами ворох соломы, покрыл веретьем, подтыкал с
боков  и  посадил  святителя.  А сам уселся на облучке, по-ямщичьи: одна нога в
санях,  а другая снаружи, чтобы, значит, на раскатах отпихиваться. Шесть вожжей
у  него веревочных в руках да два кнута: один - покороче, за валенок засунут, а
другой предлинный, кнутовище на руку вздето, конец далеко за санями бежит, снег
вавилонами чертит.
    Неказистая  троечка у Василия, а другая с ней никакая не сравнится. На двух
передовых лошадях хомуты с бубенцами - бубенцы в лад подобраны, - а под дугой у
коренника валдайский колоколец качается, малинового звона. Такая музыка, что за
пять  верст  слышно:  честные люди едут. Со стороны поглядеть - точно вразвалку
лошади  бегут,  а ни одному знаменитому рысаку за ними впротяжную не угнаться -
духу  не  хватит.  Белая  лошаденка  шею  опустила,  снег  разнюхивает, к снегу
приглядывается; где дорога свертку дает, ей и вожжей не надо - сама путь верный
учует.
    Иной  раз  задремлет  Василий  на  облучке,  но  и  сквозь дрему одним ухом
слушает.  Только  услышит,  что  разладились  бубенчики  с колокольчиком, мигом
встрепенется.  Если  какая лошадь лукавит, постромок не тянет, на других работу
валит,  он  ее  сейчас  же кнутом опамятует, а какая не в меру усердствует - ту
вожжой  попридержит,  - и опять все в порядке. Бегут лошадки ровно и мерно, как
заведенные,  только  уши  назад  торчком поставили. И звенят, звенят на дальнем
снежном пути бубенчики.
    Встречались  им  порою   разбойники.   Вылезут   из-под   моста   молодчики
придорожные, станут поперек пути заставой:
    - Стой, держи коней, ямщик. Кого везешь? Боярина богатого, купца тароватого
или попа пузатого?.. Говори: смерти или живота?
    А Василий им:
    - Разуйте глаза-то, олухи окаянные. Али не видите, кто сидит?
    Поглядят разбойнички и в землю повалятся.
    - Прости нас, негодяев, святитель Божий. Эка мы, дураки, опростоволосились!
Прости, сделай милость.
    - Бог простит, - скажет  Никола милостивый. - А вы бы, братцы, меньше народ
кровянили... Страшный ответ вам придется давать на том свете.
    - Ой, грешны,  батюшка,  свыше головы грешны... А ты все же, милостивец, не
забывай и нас, злодеев, в своих молитвах... Мир тебе путем-дорогой.
    - И вам мир на стану, разбойнички.
    Так вот Василий и вез святителя много дней и ночей.  Кормить останавливался
у знакомых  стоешников:  везде  у  него  были  дружки  и  кумовья. Проехали уже
Саратовскую  губернию,  проехали  колонистов,  подались на хохлов, а за хохлами
пошли чужие земли.
    А тем временем выходит Арий-Великанище из своего высокого терема, припадает
ухом  к  сырой  земле.  Слушал  долго,  поднялся чернее тучи, слуг своих верных
кличет:
    - Уж  вы  слуги  мои, слуги верные. Учуял я издали, что Никола-чудотворец к
нам  из  России поспешает. А везет его кесемской ямщик Василий. Приедет Николай
раньше  недели  православия  -  все  мы  -  и  вы  и я - пропадем пропадом, как
тараканы.  Делайте,  слуги мои, все, что хотите и умеете, а чтобы непременно вы
мне  святителя  на  день,  на  два  в дороге задержали. Иначе - всем вам головы
отрублю  и ни одного не помилую... А кто изловчится и приказ мой исполнит, того
осыплю  золотом  и  каменьями  самоцветными  и  отдам  за  него  замуж дочь мою
единственную, красавицу Ересию.
    Побежали слуги - как на крыльях полетели. 
   
    Едет  Василий  с  угодником  чужими  странами.  Народ все пошел диковинный,
несуразный,  неприветливый.  По-русски совсем не хотят говорить. Сами лохматые,
черные, а рыла у них скоблены, и глаза исподлобья, как у волка...
    Остался  путникам  всего  один  переезд.  Завтра к обедне будут в Никитском
соборе.  Остановились  на  ночлег  в  селе  у какого-то тамошнего стоешника, на
выезде. Суровый мужик попался, вовсе неразговорчивый и грубый.
    Спросили  овса  для  коней.  "Нет  овса, весь вышел". - "Ничего, Василий, -
говорит Никола, - возьми-ка пустой мешок из-под сиденья да потряси над яслями".
Сделал  по  его  приказу  Василий,  и из мешка полилось золотым потоком тяжелое
пшеничное зерно: полны кормушки насыпал.
    Спросил  поесть.  Мужик  знаками  показывает:  "Нет,  мол,  у  меня для вас
ничего". - "Ну что же, - говорит  святитель, - на нет и суда нет.  Хлеб у тебя,
Василий, есть?" - "Есть,  батюшка,  малая  краюха,  только черствый хлеб-от". -
"Ничего. Мы его в воду покрошим и тюрю похлебаем".
    Поужинали, помолились и легли.  Угодник на лавке.  Василий на полу.  Заснул
Никола  тихо,  как  ребеночек. А Василию не спится. Все у него как-то на сердце
неспокойно...  Среди  ночи  встал  лошадей поглядеть. Пошел в конюшню, а оттуда
бегом  прибежал,  лица  на  нем  нет,  весь  трясется. Перепугался. Стал будить
святителя.
    - Отец  Николай,  встань-ко  на  минутку, пойди со мною в конюшню, погляди,
какая беда над нами стряслась...
    Пошли. Отворили конюшню. А уже на дворе развиднять стало. Смотрит святитель
и диву  дается.  Лежат  лошади на земле,  все  как есть на части порублены: где
ноги,  где  головы,  где  шеи, где тулова... Взревел Василий. Лошадки уж больно
хороши были.
    Говорит ему святитель ласково:
    - Ничего,  ничего,  Василий, не ропщи, не убивайся. Этому горю пособить еще
можно.  Возьми-ка  да  составь  поскорее  лошадей, как они живыми были, часть к
части.
    Послушался Василий. Приставил головы к шеям, а шеи и ноги к туловам. Ждет -
что будет.
    Сотворил  тогда  Николай-чудотворец краткую молитву, и вдруг мигом вскочили
все  три  лошади  на  ноги,  здоровые, крепкие, как ни в чем не бывало, гривами
трясут, играют, на овес весело гогочут. Бухнулся Василий в ноги святителю.
    Еще до зари выехали.  Стало дорогою светать. Вдалеке уже крест на Никитской
колокольне  поблескивает.  Только видит Николай-угодник, что Василий на облучке
то   налево,   то  направо  нагнется,  все  как  будто  бы  что-то  на  лошадях
разглядывает.
    - Ты что это там, Василий?
    - Да вот, святой отец, все гляжу...  Лошади-то мои как будто в разные масти
пошли.  То  были  ровных  цветов, а теперь стали пегие, точно телята. Никак я в
темноте да впопыхах все их суставы перепутал?.. Неладно это вышло, однако...
    А святитель сказал:
    - Не  заботься  и  не  суетись.  Пусть  так  и  будет. А ты, милый, трогай,
трогай... Не опоздать бы.
   
    И правда,  чуть-чуть  не  опоздали.  Служба в Никитском соборе  уже к самой
середине подходила. Вышел Арий на амвон. Огромный, как гора, в парчовой одежде,
в алмазах, в двурогой  золотой шапке на голове.  Стал  перед  народом  и  начал
"Верую" навыворот читать.
    "Не верую ни в Отца, ни в Сына, ни в Духа Святого..."  И так все дальше, по
порядку.  И  только  что  хотел заключить: "Не аминь", - как отворилась дверь с
паперти и поспешными шагами входит Николай-угодник...
    Только что из саней  выскочил,  едва  армяк  дорожный успел скинуть, солома
кой-где  пристала  к  волосам,  к  бородке  седенькой  и  к  старенькой рясе...
Приблизился святитель быстро к амвону.  Нет,  не  ударил  он  Ария-Великана  по 
щеке - это все неправда, - даже  не  замахнулся,  а  только  поглядел  на  него 
гневно.  Зашатался Великанище и упал бы,  если бы слуги под руки не подхватили. 
Слов он своих пагубных окончить не успел и только промолвил:
    - Выведите меня на чистый воздух. Душно здесь, и под ложечкой у меня плохо.
    Вывели  его  из храма в соборный садик, а тут ему беда приключилась. Присел
он  около  дерева,  и треснула его утроба, и вывалились его все внутренности на
землю. И помер без покаяния.
   
    А у Василия-ямщика с той поры повелись да повелись  пегие  лошади.  И  всем
давно  стало  известно,  что  у лошадей этой масти - самый долгий дух в беге, а
ноги у них точно железные.
    
    Теперь зима. Ночь.  Выходили мы на дорогу, смотрели - не видать ли на снегу
змеистой борозды от Васильева  длинного кнута, слушали - не слыхать ли бубенцов
с колокольчиками? Нет. Не видать. Не слыхать.
    Чу! Не слышно ли? 

    1918


_______________________________________________________________________________

    Подготовка текста: Лукьян Поворотов


    К списку авторов     К списку произведений